Как подготовить детей раннего возраста к посещению стоматолога
Одной из проблем современной стоматологии является боязнь стоматологическо го лечения, несмотря на технический прогресс, пополнивший арсенал врача высокоскоростным и бормашинами и сильнодействующи ми анестетиками. Наиболее ярко проявляется страх у детей раннего возраста. Плач, крики, отказ ребенка от лечения не позволяют стоматологу произвести необходимые мероприятия в полном объеме. Поэтому важно с раннего возраста сформировать у ребенка положительный образ врача, убедить его в необходимости и безопасности посещения стоматолога.
Поэтапная подготовка включает следующие компоненты:
1) знакомство родителей детей с приемами подготовки малыша к первому стоматологическо му осмотру, задача – научить малыша, по просьбе мамы и любого другого человека, широко открывать рот и показывать свои зубки; перечень подготовительных приемов многообразен: показывать ребенку зубы у игрушек, домашних животных, других детей и взрослых; рассматривать картинки с изображениями врачей в белых халатах, улыбающихся персонажей сказок, рассказывать истории, читать стихи о здоровых и красивых зубках, рисовать доктора, который осматривает зубы детей, учить малыша открывать рот перед зеркалом, демонстрировать всем свои зубки и т.п.
2) психологическая подготовка родителей к первому осмотру ребенка стоматологом, задача – создание позитивного отношения мамы к первому стоматологическо му обследованию ребенка; необходимо убедить маму в том, что от неё должно исходить спокойствие и уверенность, которые будут передаваться ребенку на подсознательном уровне; родителей заранее информируют о безопасности стоматологическо го осмотра для ребенка (безинструментал ьное обследование, использование стерильных перчаток, защитных масок и т.д.) и о том, что в первое посещение не будут проводиться никакие другие манипуляции.
3) создание в стоматологическо м кабинете комфортной обстановки для родителей и ребенка, задача – после первого посещения стоматолога у ребенка и его родителей должны остаться хорошие воспоминания; внимательный доброжелательный персонал, яркие плакаты, игрушки, большие окна с интересным видом за ними, мелодичная музыка или звук работающего фонтана – все это поможет в выполнении задачи.
4) выполнение родителями домашних заданий, подобранных с учетом стиля семейного воспитания ребенка; задача – освоение ребенком роли пациента стоматологическо й клиники в процессе игрового моделировании ситуаций профилактики и лечения зубов.
5) Выработка алгоритма и проведение лечебно-профилак тической программы для ребенка, задача – успешное завершение программы; мы рекомендуем начинать с неинвазивных процедур (профессиональна я гигиена, герметизация фиссур и ямок зубов, глубокое фторирование и др.), затем проводить минимально инвазивные процедуры (технологии атравматичного реставрационного лечения и др.), далее – традиционное лечение с применением бормашины, в последнюю очередь – лечение осложнений кариеса и удаление зубов, обеспечивая полную безболезненность всех манипуляций путем применения современных видов анестезии; использование методик «говори-показыва й-делай», аудиовизуального отвлечения и др. помогают успешному проведению программы.
6) Изменение ассоциативной памяти ребенка, задача – выработка позитивного отношения к посещению стоматолога, замещение возможных неприятных воспоминаний о лечении воспоминаниями о похвалах и подарках, полученных от врача
7) повышение сознательности родителей, задача – выполнение профилактических рекомендаций в домашних условиях, своевременное повторное посещение ребенком врача.
8) поддержание у ребенка позитивного отношения к стоматологу в периоды между повторными посещениями, задача родителей – сохранение у ребенка положительных воспоминаний и выработка мотивации к посещению врача и проведению стоматологически х процедур; памятки, содержащие основные рекомендации врача, общение врача с родителями ребенка по телефону помогают в выполнении последних двух задач.
Вышеизложенные рекомендации позволят выработать у детей раннего возраста позитивное отношение к посещению стоматолога, предупредить формирование страхов и повысить эффективность стоматологическо й диспансеризации.
Автор статьи: детский врач-стоматолог Хрячкова Наталья Викторовна
Leave a Reply