Откуда берется боязнь посещения стоматолога?

Исследования проводили Андрей Чичмарев и Анна Овсюкова.

   Введение : Страх детей и взрослых перед стоматологическим лечением является серьезной проблемой стоматологии. Напряжение и тревога, боязнь предстоящего лечения, формирующиеся в детском возрасте, могут стать главной причиной отказа взрослых от посещения стоматолога. Зачастую в таких ситуациях лишь осложнения и невыносимая боль могут вынудить пациента обратиться в клинику.  Это в свою очередь приводит к высокой распространенности и интенсивности кариозного процесса, большое количество удаленных зубов не только во взрослом но и детском возрасте, что обосновывает большую медицинскую и социальную значимость проблемы стоматофобии. В связи с этим врачу целесообразно использовать знание основ психологии, что предоставит ему ряд преимуществ: сократится время лечения, увеличится количество повторных посещений, улучшатся условия для работы в ротовой полости её качество.

Цель исследования: Изучение распространенности и особенностей стоматофобии у детей.

   Материал и методы: Исследование проблемы стоматофобии было проведено у 227 школьников двух общеобразовательных школ (г. Россошь и г. Липецк), а так же пациентов городской детской стоматологической поликлиники ( г. Липецк ) и детского отделения стоматологической поликлиники (г. Россошь) методом анкетирования. Детям было предложено анонимно ответить на 10 вопросов анкеты, которые касались частоты посещения стоматолога, причин отсрочки визита, поведения на приеме, отношения к зубной боли и др.

   Результаты и обсуждение. Установили, что большинство школьников посещали стоматолога один или два раза в год  (23% и 21% ответов соответственно). Однако достаточно большое количество детей посещали стоматолога один раз в 2-3 года (26 %), а 18% школьников вообще пренебрегали визитами к врачу. При появлении зубной боли только 57% детей сразу направлялись к врачу. Остальные пытались лечиться дома (19%) или просто терпели боль «до последнего» (17%), посещая врача лишь при крайней необходимости.

   Среди причин откладывания визита к стоматологу дети чаще всего называли боязнь врача или отсутствие времени (32% и 51% ответов соответственно), а 10% указали, что никогда не откладывают визит к врачу. Самостоятельно записывались на прием к стоматологу 48% детей, 3% шли на прием по вызову школьного стоматолога, а 43% детей отметили, что идти к стоматологу их заставляли родители. На приеме у стоматолога школьникам больше всего не нравились звук бормашины и уколы с инструментами (19% , 22% , 19% соответственно), специфический запах-25%. Лишь треть (32%) школьников сообщили, что ведут себя спокойно во время приема у стоматолога, почти половина (42%) детей немного нервничали, а 21 % сильно нервничали. 8% детей было все безразлично. При этом наибольшее раздражение у детей вызывал звук бормашины (36% ответили, что они немного раздражаются, 36% – сильно раздражаются). Подавляющее большинство детей (82 %) предпочитали лечиться с применением анестезии, однако 15% сообщили, что боятся уколов больше, чем лечения зубов, и предпочитают терпеть боль. Дети, как правило, не предпринимали никаких мер, чтобы чувствовать себя спокойнее на приеме у стоматолога (73% ответов). Заранее принимали успокаивающие препараты всего 8% респондентов, старались отвлечься различными способами 13 % детей — считали до ста, слушали радио, представляли, что лечат чужой зуб. Пытались шутить и были спокойны(1% и 1% соответственно)

   Несмотря на множество негативных эмоциональных компонентов стоматологического лечения, большинство детей считали, что стоматолог относится к ним дружелюбно (63% ответов). 30% считают, что к ним относятся безразлично и 4% враждебно.

   Выводы. Почти у 30 % школьников 5-11 классов выявлены признаки стоматофобии, выражавшиеся в попытке избежать визита к врачу даже при зубной боли (17 %) и осознаваемом страхе перед посещением стоматолога (32%). Самостоятельно записаться к врачу были готовы 19% детей, 42 % детей немного нервничали , 21 % детей сильно нервничали, а звук бормашины сильно раздражал 36% детей. Снижению стоматофобии у детей будет способствовать внедрение современнейших методов лечения, включающих препарирование кариозных полостей без использования бормашины,  используя аппликационную анестезию,  индивидуальный подход к каждому ребенку, а так же создание располагающей обстановки во время ожидания и приема у врача. Вышеперечисленные меры будут препятствовать возникновению негативного опыта лечения зубов, как ведущего фактора формирования стоматофобии.

 

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СТОМАТОФОБИИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

А. Е. Овсюкова, А. Н. Чичмарев

Научный руководитель: к. м. н., доцент  С. Н. Юденкова

Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко Воронеж, Россия.

Кафедра стоматология детского возраста.

 

Leave your comment to Cancel Reply

Your email address will not be published.

четыре × три =