Исследования проводили Андрей Чичмарев и Анна Овсюкова.
Введение : Страх детей и взрослых перед стоматологическим лечением является серьезной проблемой стоматологии. Напряжение и тревога, боязнь предстоящего лечения, формирующиеся в детском возрасте, могут стать главной причиной отказа взрослых от посещения стоматолога. Зачастую в таких ситуациях лишь осложнения и невыносимая боль могут вынудить пациента обратиться в клинику. Это в свою очередь приводит к высокой распространенности и интенсивности кариозного процесса, большое количество удаленных зубов не только во взрослом но и детском возрасте, что обосновывает большую медицинскую и социальную значимость проблемы стоматофобии. В связи с этим врачу целесообразно использовать знание основ психологии, что предоставит ему ряд преимуществ: сократится время лечения, увеличится количество повторных посещений, улучшатся условия для работы в ротовой полости её качество.
Цель исследования: Изучение распространенности и особенностей стоматофобии у детей.
Материал и методы: Исследование проблемы стоматофобии было проведено у 227 школьников двух общеобразовательных школ (г. Россошь и г. Липецк), а так же пациентов городской детской стоматологической поликлиники ( г. Липецк ) и детского отделения стоматологической поликлиники (г. Россошь) методом анкетирования. Детям было предложено анонимно ответить на 10 вопросов анкеты, которые касались частоты посещения стоматолога, причин отсрочки визита, поведения на приеме, отношения к зубной боли и др.
Результаты и обсуждение. Установили, что большинство школьников посещали стоматолога один или два раза в год (23% и 21% ответов соответственно). Однако достаточно большое количество детей посещали стоматолога один раз в 2-3 года (26 %), а 18% школьников вообще пренебрегали визитами к врачу. При появлении зубной боли только 57% детей сразу направлялись к врачу. Остальные пытались лечиться дома (19%) или просто терпели боль «до последнего» (17%), посещая врача лишь при крайней необходимости.
Среди причин откладывания визита к стоматологу дети чаще всего называли боязнь врача или отсутствие времени (32% и 51% ответов соответственно), а 10% указали, что никогда не откладывают визит к врачу. Самостоятельно записывались на прием к стоматологу 48% детей, 3% шли на прием по вызову школьного стоматолога, а 43% детей отметили, что идти к стоматологу их заставляли родители. На приеме у стоматолога школьникам больше всего не нравились звук бормашины и уколы с инструментами (19% , 22% , 19% соответственно), специфический запах-25%. Лишь треть (32%) школьников сообщили, что ведут себя спокойно во время приема у стоматолога, почти половина (42%) детей немного нервничали, а 21 % сильно нервничали. 8% детей было все безразлично. При этом наибольшее раздражение у детей вызывал звук бормашины (36% ответили, что они немного раздражаются, 36% – сильно раздражаются). Подавляющее большинство детей (82 %) предпочитали лечиться с применением анестезии, однако 15% сообщили, что боятся уколов больше, чем лечения зубов, и предпочитают терпеть боль. Дети, как правило, не предпринимали никаких мер, чтобы чувствовать себя спокойнее на приеме у стоматолога (73% ответов). Заранее принимали успокаивающие препараты всего 8% респондентов, старались отвлечься различными способами 13 % детей — считали до ста, слушали радио, представляли, что лечат чужой зуб. Пытались шутить и были спокойны(1% и 1% соответственно)
Несмотря на множество негативных эмоциональных компонентов стоматологического лечения, большинство детей считали, что стоматолог относится к ним дружелюбно (63% ответов). 30% считают, что к ним относятся безразлично и 4% враждебно.
Выводы. Почти у 30 % школьников 5-11 классов выявлены признаки стоматофобии, выражавшиеся в попытке избежать визита к врачу даже при зубной боли (17 %) и осознаваемом страхе перед посещением стоматолога (32%). Самостоятельно записаться к врачу были готовы 19% детей, 42 % детей немного нервничали , 21 % детей сильно нервничали, а звук бормашины сильно раздражал 36% детей. Снижению стоматофобии у детей будет способствовать внедрение современнейших методов лечения, включающих препарирование кариозных полостей без использования бормашины, используя аппликационную анестезию, индивидуальный подход к каждому ребенку, а так же создание располагающей обстановки во время ожидания и приема у врача. Вышеперечисленные меры будут препятствовать возникновению негативного опыта лечения зубов, как ведущего фактора формирования стоматофобии.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СТОМАТОФОБИИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
А. Е. Овсюкова, А. Н. Чичмарев
Научный руководитель: к. м. н., доцент С. Н. Юденкова
Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко Воронеж, Россия.